Искусство провокации
Голосовая рассылка — это звонок человеку совершаемый роботом для донесения информации до клиента. Сейчас голосовая рассылка полностью вытесняtт стандартные человеческие функции. При голосовой рассылке от клиента требуется всего лишь нажать на определённую цифру или произнести определённый текст из голосового меню (IVR).
Прежде всего, она всегда энергозатратна — и с позиции восприятия обстановки, и с позиции умного усилия. Во-вторых, она требует определённого мужества, т.к. инициирующий (не хочу рассуждать – агент) всегда подставляется на собственный ужас и риск. Он всегда не менее кольнем, чем тот, кто цинично-равнодушен. Инициируя, ты полностью готов к ответу – по головке как правило не утюжат…
Анализировать о провокации – занятие само парадоксально-провокативное. Чтобы не потеряться, пишу тезисно. Картинки беру из трёх наиболее близких мне областей – живопись, терапия и телевидение. Подытоживаю образцами из области детской психологии.
Первый уровень – КОПИРОВАНИЕ.
В живописи с данным уровнем корреспондируется такое назначение, как соцреализм. В психотерапии ему релевантна фраза «Я сделаю всё, чтобы Вам помочь». В телевизионном ток-шоу это рассмотрение очевидных историй с очевидной же моралью в середине. Есть тот уровень, на котором есть большинство «женских дневных ток-шоу» с центральных телеканалов.
Это – ещё не возбуждение. Неимение внешнего инцидента ведёт к неимению перемещения. Из-за этого, по огромному счёту, тут ещё нет никакого художества. Соцреализм в живописи в этом смысле – исключительно относительный образец, сообщающий только о фигуре (истинное искусство всегда провокативно, и из-за этого многопланово). Это лишь попытка проигрывания части действительности без каких-нибудь глубоких подтекстов. При этом у «художника» (разумеется, снова символического, в связи с тем что в данном ещё нет Художества) есть чётко сформулированная нравственность, к которой он и подводит при помощи собственного «произведения». Если это было бы не так, то созерцатель должен бы задуматься: «К чему всё это?» — и сразу появились бы подтексты.
В формировании ребёнка это ступень конформизма, безоговорочного подражательства, в целях сделать как можно не менее четкий слепок с «родительской» действительности.
2-й уровень – Уничтожение.
В художестве на этом уровне есть абстракционизм. В психотерапии — фраза «Вряд ли я смогу Вам помочь». В телевизионном ток-шоу есть та высокоинтеллектуальная обсуждение вопроса, где вопросов больше, чем решений. Послушав её, созерцатель восклицает «Зачем вы морочите мне голову?!» Отличный образец в этом смысле – платформа «Гордон», в которой созерцатель добивает себя вопросами вида «А причём здесь отличные сигары и дорогой ликер?»
Тут находится ответ против копирования, а, значит, есть и инцидент, и перемещение. Абстракционисты стимулировали «реалистов», разрушая их взгляды на средства отражения мира вокруг нас. Однако, на самом деле, торговались они лично с собой, с собственным «реалистическим» прошлым. Это — лишь первая боязливая игра с проектами и контекстами. Многоплановости ещё неоткуда приняться, поскольку суммарный контекст всего 1 — уничтожающий всегда сверяется с тем, что как раз он уничтожает. Из-за этого его ходы без проблем просчитываемы, а провокации – разгадываемы.
В социальном становлении человека этому уровню отвечает ступень подростковой протестности. Нонконформизм молодого человека говорит о его незрелости. Его провокативность плоско-примитивна, и из-за этого им очень без проблем распоряжаться через «ровно обратное». Очень наставительно, как проворно взросло-консервативное сообщество извлекало энергию подростково-протестных перемещений вида волосатый и панков, выжав из них в конечном итоге её очевидный экономический эквивалент.
3-й уровень — Ликвидирование.
В живописи данный уровень нашёл своё безоговорочное воплощение в «чёрном квадрате» Казимира Малевича. В психотерапии на этом уровне располагаются фразы вида «Вам нельзя помочь». На телевидении такое ток-шоу просто не в состоянии жить, т.к. смотрелось бы оно как просто безмолвно находящиеся с студии люди.
Вот здесь в первый раз стартует что-нибудь на самом деле любопытное. Это – возбуждение по отношению к самой провокации, либо пародия на неё. «Чёрный квадрат» не располагается в оппозиции к реализму. Он — высмеивание абстракционизма, всё ещё хватающегося в собственной детской непоследовательности за тона и формы — как «маргинальный» молодой человек, не готовый отказаться от материнских денег. Однако мы ещё помним и про тот «реализм», с которого всё начиналось! – и здесь появляется полифония, проекты начинают умножаться, отражаясь друг в дружке…
Люди, в безглагольной задумчивости находящиеся на собственных стульях с сигарами и коньяком в руках как пародия на «Гордона». Однако откуда взялись сигары и ликер? Из платформы «Гордон», либо из их неимения в «Очевидном — Невероятном»?
Есть тот уровень, на котором завершается детство. Ещё неясно, как с данным управляться, однако многозначность окружающего тебя мира является явной. «На дурака» очевидно не проскочишь – не «в прямую», не «от обратного».
Четвёртый уровень — ВОССТАНОВЛЕНИЕ.
В живописи в данную сторону наиболее очевидно двинулись гиперреалисты. Обращая живопись в фото, они стебались над реализмом, доводя его до безоговорочного технологического достоинства. В психотерапии так стебётся врач, декламирующий фразу «Я помогу Вам!». Согласно к телевидению как раз так звучат для меня слова Александра Гордона, рекомендующего Ксюши Собчак кинуть наконец концептуально исчерпавший себя Дом-2, и сконцентрироваться на доведении до безмозглого достоинства «Блондинки в шоколаде».
Данный уровень – «высший пилотаж» художества провокации. На вид тут всё смотрится как оптимальное копирование. И в данной «идеальности» находится исключительно вероятный намёк на подвох. Однако здесь легко сделать ошибки, и спутать четвёртый уровень с первым. Вся тонкость в том, что провокацию этого значения можно или не увидеть, или заметить её там, где её нет. По огромному счёту, на этом уровне вообще пропадает какая-нибудь беспристрастность. Границы между внутренним и внешним растворяются. Вопрос «Меня распространили либо я развёл себя сам» утрачивает резон. Как хочешь – так и будет. Всё находится в зависимости от того, что ты сам сконструировал у себя в голове.
Стандартный человек может смотреть сюда лишь из большой любви к искусству – без кавычек. И то только на крайне незначительный промежуток времени – по-другому есть риск лишиться рассудка (либо трансформироваться в личного идеалиста — что, в общем-то, одно). Жить тут могут лишь таланты и умалишенные. Однако лишь тут можно сойтись с истинной тайной и многоплановостью нашего существования. Есть тот уровень, на котором возникает на самом деле взрослая независимость. С её абсолютной ответственностью за индивидуальность собственного восприятия и наблюдением над жизнью в образе: «Лишь твоя голова в ответе за то, куда сядет ваш зад».