Формула 1: назад в будущее на реактивной тяге
Английский веб-сайт Pitpass рассказал о том, что на анализ в ФИА сообщен проект реактивного мотора, который будет можно ставить на автомобилях Формулы 1…
Как всем известно, в 2013-м году Формула 1 должна пройти на свежие двигатели, но пока непонятно, какими они будут. Вероятно, в чемпионат мира придут турбированные моторы – это было бы в интересах автоконцернов, так как как раз такие моторы сравнительно незначительного рабочего размера, однако производительные, благодаря действенным систем турбонаддува, все чаще и чаще устанавливаются на стоковые легковые машины, и известность их каждый год увеличивается.
Тем не менее, вероятны виды: английский веб-сайт Pitpass рассказал о том, что на анализ в ФИА сообщен проект реактивного мотора, который будет можно ставить на автомобилях Формулы 1.
Мотор разработан организацией Project 1221, возглавляет которой итальянец греческого возникновения Андреас Андрианос. Как следует из информации на веб-сайте организации, она работает на подготовке реактивных двигателей для разных способов передвижения, в том числе легкого.
Андрианос убеждает, что он сообщил предложения по собственному плану как в ФИА, так и лично Берни Экклстоуну, и готов организовать создание реактивных моторов для Формулы 1 к 2013-му году.
Тем не менее, на пути реализации проекта есть много солидных осложнений: турбина по определению менее экономна, чем классические моторы внешнего сгорания, для нее нужно спроектировать коробку особенной системы, однако, самое важное, чтобы применение подобных моторов возможно, надо будет целиком поменять теорию автошасси. В случае если классический мотор, твердо прикрепленный к монококу, играет функцию скелетного элемента системы, то турбину невозможно применять в роли силового элемента. Стало быть, для ее интеграции, и для крепления задней подвески, надо будет использовать пластическую раму, как это было принято в Формуле 1 в 60-х гг. прошлого столетия.
Однако еще в 1967-м мастерский инженер Колин Чэпмен сделал собственную Лотус 49, в которой мотор в первый раз считался силовым объектом автошасси, и данная модель стала традиционной и успешно используется и в настоящее время.
Как сообщает Pitpass, «интересно, что в самом начале 70-х такой же Колин Чэпмен экспериментировал и с реактивной тягой. Воодушевленный скоростью североамериканских реактивных автомашин, спроектированных в 60-е, он основал вэдовую Лотус 56B, оборудованную турбиной создания компании Pratt & Whitney. Автомашина началась в 3-х автогонках, и самым лучшим ее итогом стало 8-е место в Гран При Италии, полученное Эмерсоном Фиттипальди. Неприятностей с ней было достаточно, в первую очередь так называемая “турбояма”, из-за этого предстоящего формирования проект не обрел: Чэпмен отказался он него в пользу Лотус 72, оснащенного классическим двигателем Cosworth».
Но Андрианос уверен, что передовые реактивные моторы значительно более идеальны и могут вынести конкуренцию с традиционными силовыми агрегатами внешнего сгорания; особенно, они менее вредны для атмосферы.
Однако принимая во внимание курс на ограничение затрат, полученный ФИА, едва ли предложение Андрианоса, – даже в случае если оно довольно основательно проработано в техническом отношении, – будет выполнено в обозримые годы, так как будет требовать конкретных, а стало быть дорогих технических реформ.