Продолжительная жизнь вероятна лишь на отчизне
Жители страны восходящего солнца проживают длительное время, поскольку обедают очень много рыбы, кубинцы — из-за высочайшего качества здравоохранения.
«А ещё потому, что они проживают дома, там, где появились на свет, и обедают то, что ели их деды», — полагает Валерий Бацевич, замдиректора по науке Институт и Музея антропологии им. Анучина МГУ.
Что отбирает годы
В.Б.: — Чем лучше, удобнее мы живойём — тем, оказывается, хуже для нашего состояния здоровья. Вот настоящий образец. Мы не так давно пришли с Алтая из экспедиции. Начиная с 70-х годов мы исследуем население Главной Азии, его адаптацию к разным критериям. Изучали более 800 детей в 200 км от Горно-Алтайска. Об результатах рассуждать пока рано, однако первые итоги — внушительные. Дети стали крупнее, вызревают ранее. У большинства подростков — симптомы ожирения. Жир улучшает учащенный ритм формирования (ряд половых гормонов имеет жировую базу). Население, которое еще давно занималось скотоводством, было приспособлено к особенному стилю жизни, физическим перегрузкам, к мясо-молочному меню, вдруг быстро поменяло эти традиции. В конечном итоге организм в ударе, что может привести к начальному возникновению возрастных заболеваний и в конечном итоге к начальному старению.
«АиФ»: — Как же генетика? Неужели долгожительство не передаётся по наследию?
В.Б.: — Генетика играет собственную роль в длительности жизни. Однако не главную. К примеру, в 80-е годы длительность жизни была повышенной. В 90-е — быстро снизилась. А генетика не поменялась. Запрет Горбачёва на алкоголь привёл к приметному повышению длительности жизни на определённом раунде. Сию секунду мужчины примерно не докатывают до 60 лет. Тогда как девушки проживают на 12 лет продолжительнее. Такой невообразимой разницы нет ни у кого во всем мире. Вывод — социальный нюанс берёт топ над генетикой.
«АиФ»: — Выходит, культура — зло?
В.Б.: — Сама культура — это не зло. Однако она оперативно заменяет наш обычный стиль жизни. Содержание квартиры, авто и всего остального — это не надобности нашего организма. В определенных регионах люди проживают длительное время и беззаботно, не имея яхт, самолётов и т. д. И лечебное техобслуживание там на не хорошем уровне. Всего-навсего они не болеют, поскольку проживают по обычаям собственных родственников. Да, отличная медицина — это добро. Однако есть другое добро — здоровый человек, которому не надо направляться к медицинским работникам. В случае если его стиль жизни отвечает его химическим данным (обычная среда, пища, общество), то он живойёт длительное время.
Чукча знает…
В.Б.: — Известно, что израильская медицина — одна из лучших во всем мире. Однако ритм старения израильтян выше, чем у окружающего аравийского населения. Поскольку Израиль — новая страна, заключающаяся из мигрантов. Адаптация требует замены десятков, сотен поколений.
«АиФ»: — В России остались такие оазисы, где население ветшает тише и живойёт продолжительнее?
В.Б.: — Среди славян минимальный ритм старения установлен в Беларуси, в Могилёвской области. В случае если брать неславянское население, то затянутое старение отмечается у коренастых граждан Кольского острова. Причём чем далее селение располагается от берега и культуры, тем тише идёт процесс старения. Очень много долгожителей среди граждан бравённых высоких участков Абхазии. А, к примеру, у русских из села Ивановка в Азербайджане, которые переехали туда более 200 лет тому назад, замечен весьма оперативный ритм старения. И хотя однажды русские переселенцы устроили тут отличный колхоз и жили богато. Однако… ветшали оперативно. Общая адаптация не случилась даже за 200 лет. Поэтому азиатские гастарбайтеры в РФ на долгое время не задержатся. Им сложно жить в необычной городской среде.
Елена Славина