«Шахтер» — «Динамо». Закулисы матча (ФОТО)
Суперкубок в Одессе: впечатления журналистов UA-Футбол от выезда
«Это один из самых жарких дней года», — говорит коллега, встретив автора этих строк на одесском вокзале. Погода, как оказалось — это один из факторов, нивелировавших старания организаторов по созданию вокруг матча за Суперкубок шоу.
Идея и подход Генинсона и компании были правильными, а вот реализация задуманного могла бы быть и лучше. В частности, речь о ненадлежащем уровне рекламы события, проходившем в городе, прямо на улицах Одессы. Сложилось впечатление, что в фан-зону в парке Шевченко попадали только те, кто пришел на это место полюбоваться видами на морскую гладь.
Организация вообще казалась не доработаной. Начать стоит с того, что несколько проведенных пресс-конференций представителями УПЛ в течение последних десяти дней до самого поединка так и не дали ответов на многие вопросы. Например, «Кубок-мобиль». Президент нашей Премьер-лиги Владимир Генинсон неоднократно говорил, что он будет курсировать по всей Одессе на протяжении недели до самой игры, однако предоставить какое-то расписание, чтобы одессит мог сходить в конкретное место дислокации Суперкубка и целенаправлено сфотографироваться с ним предоставлено так и не было. Возможно, он был больше рассчитан на зевак и приятную неожиданную встречу, но не более.
Второе — это, конечно, сама программа фан-феста. Где, когда и во сколько произойдет то или иное событие также было не совсем понятно. Тяжело было понять поклонникам разрекламированного DJ OMAR, когда ждать его выступления в фан-зоне: то ли в день матча за несколько часов до игры, то ли уже после встречи, дабы болельщики, которым не хватило драйва от футбола, могли его послушать, то ли вообще за день до матча.
Вся эта неясность в некоторой мере также оставляла отпечаток на посещаемости фан-зоны: выделить время и сходить в нее — не вопрос. Особенно это касалось приезжих болельщиков, которые в принципе могли провести здесь прямо перед самым стадионом практически весь день. Только болельщику хотелось бы знать, что его будет ждать кроме хорошего настроения, дабы попасть на то или иное событие. Думается, вопрос как раз в неполной информированности зрителя.
Но в целом, фан-зона, несмотря на все эти нераскрытые тайны до самого конца, оставила приятное впечатление. Организаторам удалось подарить всем пришедшим и приехавшим гостям хорошее настроение, что есть гуд. Зачастую приятные эмоции нивелируют какие-то организаторские недочеты, и этот раз был именно таким.
Свою роль отыграла и погода. Жарко было даже на трибунах во время матча, не говоря уже о раскаленной солнцем площади позади стадиона в парке Шевченко в день и под вечер. Выстоять перед сценой, с которой выступал ди-джей, и на которой впоследствии проводились конкурсы с разыгрыванием амуниции и сувениров, было довольно сложно в силу жаркой погоды. Лишь под вечер дышать стало легче, хотя свежести все еще не хватало. Более того, за десять минут до начала матча было твердое убеждение, что жара отгонит болельщиков и от живого просмотра матча. Но со стартовым свистком трибуны, к счастью, заполнились почти полностью.
Рядом с фан-зоной раскинулся палаточный городок, главной достопримечательностью которого стал трофей Суперкубка Украины. Желающие имели возможность сфотографироваться с «чашкой» не только на собственную камеру, но и позировать перед профессиональными фотографами, ожидая свои снимки на соответствующих страницах соцсетей. О такой услуге почти сразу после вхождения в палатку узнал из уст приветливых послов UDP Суперкубка Украины.
Тут, к слову, хотелось бы остановиться на еще одной помарке. Посмотрите на фото снизу: какие первые ассоциации у вас с ним появляются? Вряд ли без какого-то опознавательного знака вы узнаете, что внутри вас ждет тот самый Суперкубок. Соорудить какую-то табличку, написанную хоть даже от руки на листе бумаги, перед входом — это закрыло бы еще ряд вопросов. А так гостей ожидал эффект неожиданности.
Неплохая идея была и с интерактивом. Один из них: посетителям было предложено разгадать небольшой футбольный ребус, связанный с достижениями «Шахтера» и «Динамо». Требовалось разложить макеты кубков на специальные места в соответствии с реальными достижений киевлян и «горняков» на футбольных нивах Украины и Европы.
Церемония открытия матча за Суперкубок была очень ненавязчивой и короткой, что помогло зрителю не заснуть на ее середине. Не менее интересно было и в перерыве. Здесь организаторы попали в яблочко, в течение пятнадцати минут развлекая зрителей не навязчивыми, простыми, но веселыми конкурсами («Love-cam», появление которого очень порадовало одного из авторов сайта, «поймай футболку», что также положительно влияет на развитие бренда УПЛ).
Стоит сказать, что на трибунах атмосфера царила праздничная. Для футбольной Украины, не избалованной игрой команд высокого уровня, матчи с такой организацией и такого статуса — это отдушина. По реакции трибун на голы, а также резонансные эпизоды, показалось, что «Динамо» поддерживало большее количество людей. Впрочем, не исключаю, что именно показалось. Свою роль отыгрывали и фанатские сектора, из которых «динамовский» был значительно активнее.
Вообще, нельзя не отметить одесский стадион как место проведения матча. Стадион очень миловидный. Красивые не только фасад, чаша и служебные помещения стадиона «Черноморец», но и прилегающая к стадиону территория, что является, откровенно говоря, редкостью не только для украинских условий. Здесь одесситы должны благодарить как самих себя (за вполне ухоженную территорию парка вокруг стадиона), так и природу, которая открывает прекрасные виды на морские горизонты.
Неудивительно, что Суперкубок в Одессе разыгрывается так часто, а также нередко гостит здесь сборная Украины. Жаль, что такой город и такой стадион не принимают матчей еврокубков. «Черноморец», конечно, сейчас не в том состоянии, чтобы претендовать на Лигу Европы, но в стране есть команды, которым буквально негде принимать своих соперников в еврокубках. Но не все так просто — «захотел — играй». Это самая большая боль: хотелось бы, конечно, чтобы и Одесса увидела большой футбол, но почему-то все клубы держат в голове «черноморский» вариант в самую последнюю очередь.
Подводя итог, можно сказать, что и без того шоу (а также пафоса вокруг него, что лился из уст Генинсона, Павелко и Потапа), которое создавалось под Суперкубок Украины, матч и околоматчевый антураж не оскудели бы. Само пребывание в Одессе в такое время — это уже праздник.
Фото — Александр Рыженко, Игорь Семйон